История христианства в Карачаево-Черкесии
Карачаево-Черкесская Республика — это уникальный регион Российской Федерации. Территория республики занимает 14 277 квадратных километров и включает в себя предгорные равнины, предгорья и горы Кавказа. На севере тянутся передовые хребты Большого Кавказа, на юге – Водораздельный и Боковой, высота которых достигает 4 километров. На границе с Кабардино-Балкарией расположена самая высокая гора Европы — Эльбрус. По республике протекают 172 реки, из которых самые крупные Кубань, Большой и Малый Зеленчук, Уруп и Лаба. В разные исторические эпохи эту землю населяли разные народы и каждый со своей верой, культурой и историей. Каждый народ оставлял свой след на Благословенной Кавказской земле. Наш долг знать о вере, истории и культуре народов, живших и живущих в Карачаево-Черкесии.
Античный философ Платон так писал об этом: «Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего». Описывая историю христианства, следует упомянуть, что христиане верят в Господа Иисуса Христа, сына Божия, который жил в I веке и пришел в мир для того, чтобы спасти человека и человечество от греха и смерти. В основе веры лежит представление о человеке как свободном существе, сотворенном Богом. Каждый может свободно либо избрать, либо отказаться от веры в Господа Иисуса Христа. Уверовавший же человек свободно следует за своим Господом к Богу Отцу, исполняя его заповеди и укрепляясь всемогущей благодатью Духа Святого. Вера всегда лежала и будет лежать в основании культуры, традиций и обычаев любого народа.
Историю христианства в Карачаево- Черкесии можно условно разделить на три периода: первый относится к I веку и связан главным образом с личностью святого апостола Андрея Первозванного. Второй период отмечен влиянием Византийской империи на народы и государства Кавказа и длится с VI по ХIII век. Третий период связан с вхождением территории Карачаево-Черкесии в состав Российской империи в 1829 году и длится до сего дня. Этот период включает также время гонений на христианство Советским государством в течение XX века. Коснемся каждого периода подробнее.
Весть о Спасителе и спасении была активно проповедуема учениками Иисуса Христа Святыми апостолами. Проповедники разошлись в конце I века по всей Римской империи и ее колониям. Народы Северного Кавказа впервые услышали весть о Христе из уст святого апостола Андрея Первозванного. Церковный писатель IV века Евсевий Кесарийский повествует о том, что апостол Андрей Первозванный вел христианскую проповедь в Скифии. К I веку эта область включала в себя и Карачаево-Черкесию. Яркая и, как свидетельствуют историки, успешная проповедь велась в первую очередь среди евреев, проживавших в этих областях. Скифы же, если и принимали христианство в этот период, то не массово, случаи крещения носили скорее эпизодический, единичный характер.
Император Юстиниан Великий
Следующий период христианизации современной Карачаево-Черкесии относится к влиянию Византийской империи. Это мощное государство просуществовало с V по ХV век и в разные периоды включало в себя территорию: Малой Азии, Балканского полуострова, Ближнего Востока и Северной Африки. Столицей империи был город Константинополь, современный Стамбул. К VI веку Византия, укрепившая границы, перешла к увеличению своей территории. Отличительной особенностью геополитики Византийской империи являлось просвещение. Императоры старались сообщить соседним народам и государствам свою культуру и веру. Через это ближайшие соседи переставали быть врагами и, как правило, становились союзниками. Первыми очагами христианизации Северного Кавказа стали византийские черноморские колонии. Одно из упоминаний о христианской проповеди среди адыгов относится к деятельности императора Юстиниана Великого, правившего в VI веке. «Юстиниан обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство. Адыге приняли его от греков без сопротивления, что и послужило причиной сближения двух народов. Имя Юстиниана в таком уважении между адыгами, что для подтверждения своих слов народ клялся Юстиниановым столом и Юстиниановым троном... Под влиянием союза с Юстинианом греческое духовенство, проникши в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивое занятие искусством и просвещением. Священник назывался у нас шогень, епископ — шехник».
Северный Георгиевский храм Нижне-Архызского городища