История христианства в Карачаево-Черкесии

Карачаево-Черкесская Республика — это уникальный регион Российской Федерации. Территория республики занимает 14 277 квадратных километров и включает в себя предгорные равнины, предгорья и горы Кавказа. На севере тянутся передовые хребты Большого Кавказа, на юге – Водораздельный и Боковой, высота которых достигает 4 километров. На границе с Кабардино-Балкарией расположена самая высокая гора Европы — Эльбрус. По республике протекают 172 реки, из которых самые крупные Кубань, Большой и Малый Зеленчук, Уруп и Лаба. В разные исторические эпохи эту землю населяли разные народы и каждый со своей верой, культурой и историей. Каждый народ оставлял свой след на Благословенной Кавказской земле. Наш долг знать о вере, истории и культуре народов, живших и живущих в Карачаево-Черкесии.
Античный философ Платон так писал об этом: «Народ, не знающий или забывший своё прошлое, не имеет будущего». Описывая историю христианства, следует упомянуть, что христиане верят в Господа Иисуса Христа, сына Божия, который жил в I веке и пришел в мир для того, чтобы спасти человека и человечество от греха и смерти. В основе веры лежит представление о человеке как свободном существе, сотворенном Богом. Каждый может свободно либо избрать, либо отказаться от веры в Господа Иисуса Христа. Уверовавший же человек свободно следует за своим Господом к Богу Отцу, исполняя его заповеди и укрепляясь всемогущей благодатью Духа Святого. Вера всегда лежала и будет лежать в основании культуры, традиций и обычаев любого народа.
Историю христианства в Карачаево- Черкесии можно условно разделить на три периода: первый относится к I веку и связан главным образом с личностью святого апостола Андрея Первозванного. Второй период отмечен влиянием Византийской империи на народы и государства Кавказа и длится с VI по ХIII век. Третий период связан с вхождением территории Карачаево-Черкесии в состав Российской империи в 1829 году и длится до сего дня. Этот период включает также время гонений на христианство Советским государством в течение XX века. Коснемся каждого периода подробнее.
Весть о Спасителе и спасении была активно проповедуема учениками Иисуса Христа Святыми апостолами. Проповедники разошлись в конце I века по всей Римской империи и ее колониям. Народы Северного Кавказа впервые услышали весть о Христе из уст святого апостола Андрея Первозванного. Церковный писатель IV века Евсевий Кесарийский повествует о том, что апостол Андрей Первозванный вел христианскую проповедь в Скифии. К I веку эта область включала в себя и Карачаево-Черкесию. Яркая и, как свидетельствуют историки, успешная проповедь велась в первую очередь среди евреев, проживавших в этих областях. Скифы же, если и принимали христианство в этот период, то не массово, случаи крещения носили скорее эпизодический, единичный характер.
Карта Византии IX-XI вв.
Император Юстиниан Великий
Следующий период христианизации современной Карачаево-Черкесии относится к влиянию Византийской империи. Это мощное государство просуществовало с V по ХV век и в разные периоды включало в себя территорию: Малой Азии, Балканского полуострова, Ближнего Востока и Северной Африки. Столицей империи был город Константинополь, современный Стамбул. К VI веку Византия, укрепившая границы, перешла к увеличению своей территории. Отличительной особенностью геополитики Византийской империи являлось просвещение. Императоры старались сообщить соседним народам и государствам свою культуру и веру. Через это ближайшие соседи переставали быть врагами и, как правило, становились союзниками. Первыми очагами христианизации Северного Кавказа стали византийские черноморские колонии. Одно из упоминаний о христианской проповеди среди адыгов относится к деятельности императора Юстиниана Великого, правившего в VI веке. «Юстиниан обратил милостивое внимание на адыгов и стал прилагать старания к обращению их в христианство. Адыге приняли его от греков без сопротивления, что и послужило причиной сближения двух народов. Имя Юстиниана в таком уважении между адыгами, что для подтверждения своих слов народ клялся Юстиниановым столом и Юстиниановым троном... Под влиянием союза с Юстинианом греческое духовенство, проникши в Кавказские горы, внесло к нам миролюбивое занятие искусством и просвещением. Священник назывался у нас шогень, епископ — шехник».
Северный Георгиевский храм Нижне-Архызского городища
Следующая веха просвещения народов Северного Кавказа связана с деятельностью святых равноапостольных Кирилла и Мефодия. Эти святые являются не только авторами славянской азбуки, но и активными проповедниками христианской веры, в частности в Хазарском каганате, который к IX веку включал в себя весь Северный Кавказ. Ярким периодом христианизации народов Карачаево-Черкесии является принятие христианства аланами. Аланское государство, просуществовавшее с X по XIII век, включало в себя территорию современной Карачаево-Черкесии, Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, Ингушетии и южной части Ставропольского края. Через земли аланов проходил знаменитый Шелковый путь, который близ г. Шоаны, разделялся на два его важнейших ответвления – Даринский и Мисимианский. Для Византии было стратегически важным видеть в аланах, как, впрочем, и в славянах, своих союзников. Для этого в начале X века была развернута активная и многогранная просветительская миссия. Кроме веры, византийцы несли аланам свою культуру, законы, архитектуру и обычаи. До этого «быть может, не редки были случаи обращения в христианство отдельных лиц и семейств; но то были частные факты, не имевшие большого значения, и Аланы как народ оставались язычниками до начала X века, пока не обратили их в христианство монах Евфимий и архиепископ Петр, при ближайшем участии к делу патриарха Николая».
Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий
Принятию христианства аланами способствовало то, что в 916 году веру принял правитель Алании и его окружение. С этого момента начинается активное распространение христианства, по византийским образцам строятся замечательные Зеленчукские храмы, а также Шоанинский и Сентинский, организуется епархия. Аланская кафедра к концу X века повысилась в своем ранге и «числится уже не архиепископией, как было при патриархе Николае Мистике в пору ее основания, а митрополией, занимая по достоинству место непосредственно вслед за Россией, т. е. 61-е». Как и прочие феодальные государства той эпохи, Алания после своего расцвета во второй половине XII века погружается в пучину феодальных междоусобиц. Некогда единое сильное государство к началу XIII века распадается на ряд мелких владений, враждующих друг с другом. В состоянии феодальной раздробленности застает Аланию татаро-монгольское нашествие. Несмотря на героическое сопротивление, часть алан уничтожается татаро-монголами, другая их часть пополняет войска татаро-монгольских ханов, а третья часть алан рассеивается по горным труднодоступным местам Центрального Кавказа. К XIV веку влияние Византии на Аланию сходит на нет, а в XV веке сама Византийская империя перестает существовать.
Сентинский храм. Фото 1898 г. Из фондов КГМЗ
В первой половине XIX века, по русско-турецкому Адрианопольскому мирному договору 1829 года, территория современной Карачаево-Черкесии входит в состав Российской империи как Баталпашинский отдел Кубанской области. С этого момента начинается третий период христианизации этой земли, который продолжается до сих пор. Этот период отмечен заселением земель Карачаево-Черкесии казаками, строительством новых станиц, храмов и монастырей, открытием школ. Регион получает колоссальное развитие, строятся дороги, мосты, разрабатываются новые пахотные земли. 1 января 1843 года по указу императора Николая I учреждается Кавказская епархия. Целый ряд дореволюционных архиереев, управлявших епархией, старались строить храмы и монастыри, боролись с сектами, а также занимались активным просвещением жителей Северного Кавказа. Казаки, поселившиеся в Карачаево-Черкесии, первоначально строили деревянные церкви и только к концу XIX века – каменные. Одним из самых замечательных храмов, построенных в этот период, был Никольский собор г. Черкесска (станицы Баталпашинской), освященный в 1901 году к 75-летию переселения хоперцев на Кубань. В 1889 году началась реставрация древних Зеленчукских храмов и основание при них нового очага христианского просвещения – Александро-Афонского Зеленчукского монастыря. А в 1897 году был открыт Спасо-Преображенский женский монастырь вблизи Карачаевского аула Сенты. При монастыре, по предложению епископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора (Преображенского), была открыта церковно-приходская школа для обучения детей карачаевцев. К концу XIX века в каждой крупной станице была открыта церковно-приходская школа.
Никольский собор в ст. Баталпашинской. Фото начала ХХ в.
Замечательный расцвет просвещения и христианизации Карачаево-Черкесии был прерван революционными событиями 1917 года. К началу Великой Отечественной войны почти все храмы в республике были разрушены либо закрыты. Священнослужители репрессированы либо расстреляны. Монахи и монахини были изгнаны из монастырей, древние храмы вновь пришли в запустение. Церковно-приходские школы преобразованы в советские светские образовательные учреждения.
Некоторое послабление от советской власти Церковь получает лишь в 1943 году. С 1943 по 1947 год в Черкесской автономной области было зарегистрировано 8 православных общин: в Черкесске, в станицах Зеленчукской, Кардоникской, Красногорской, Сторожевой, Исправной, Усть-Джегутинской и в селе Маруха. Число православных верующих в послевоенные годы постоянно увеличивалось.
Сентинский храм в советский период. Из фондов СГМЗ.
Настоящее возрождение Православия после советских гонений начинается с 1988 года, в котором отмечалось 1000-летие Крещения Руси. После торжества в республике открываются новые храмы, начинают действовать Воскресные школы. Приходами ведется активная миссионерская и социальная работа. Это возрождение продолжается и по сей день. Вера лежит в основании культуры, которая немыслима без памятников. Такими памятниками культуры являются обычаи и традиции народа, его язык и творчество, сооружения и изображения, одежда и кухня. В культуре народов Карачаево-Черкесии тесно переплелись христианские, исламские и языческие мотивы. Многие века под влиянием разнородных сил и традиций формировалась сегодняшняя культура народов Карачаево-Черкесии. Наш долг изучать свою культуру и уважать культуру соседей. Каждый из указанных выше периодов истории христианства в Карачаево-Черкесии связан с уникальными архитектурными памятниками культуры – христианскими храмами.
Троицкий Зеленчукский храм Х века в советский период. Из фондов СГМЗ
Сегодня Карачаево-Черкесская Республика входит в Пятигорскую и Черкесскую епархию Русской Православной Церкви Московского Патриархата и поделена на два церковных административных округа – благочиния. Северное благочиние включает в себя г. Черкесск и Абазинский, Адыге-Хабльский, Малокарачаевский, Ногайский, Прикубанский, Усть-Джегутинский и Хабезский районы, и Южное благочиние, которое состоит из г. Карачаевска, Зеленчукского, Карачаевского и Урупского районов.
Карачаево-Черкесская Республика, Карачаевский район
*Источник: книга «Православные святыни Карачаево-Черкесии» /А.Нартов